Пирсинг (англ. piercing —
«прокол») — одна из форм модификаций тела, создание прокола, в
котором носят украшения. Само понятие «пирсинг» может относиться как
процессу прокалывания, так и к отверстиям, сделанным посредством
прокалывания. В истории пирсинга существует ряд неясностей из-за
нехватки общедоступной информации. В связи с небольшим количеством исторических источников, археологи
относительно недавно всерьёз занялись изучением практик украшения тела. В
ранних записях содержится мало информации о причинах и способах
прокалывания[1].
При изучении захоронений археологи обнаруживают достаточное количество
украшений, однако из за разрушений плоти трудно распознать, как именно
украшение фиксировалось на теле. Помимо этого, современные упоминания о
пирсинге пропитаны мифами, распространенными подвижником пирсинга Дугом
Маллоем.[1]
. В 1960х — 70х годах Маллой рекламировал пирсинг подавая его как
историческую традицию[2].
Его статья Сводка о пирсинге тела и гениталий включала в себя
ряд распространённых городских легенд, например, мифы о том
что Принц Альберт изобрел одноименный вид пирсинга чтобы
скрыть размеры своего большого члена под одеждой, а Римские центурионы прикрепляли свои плащи к кольцам в
сосках[3][4].
Некоторые из представленных Маллоем мифов были перепечатаны как факты и
впоследствии представлены как часть истории развития пирсинга.[1]
С древних времен пирсинг ушей был широко распространен по всему миру,
в особенности в племенных культурах, о чем свидетельствуют
многочисленные археологические находки. Неоднократно были обнаружены
мумифицированные тела с ушными проколами. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия
Эци с проколотыми ушами, возраст мумии составляет 5.300 лет[5].
У мумии были ушные проколы диаметром 7-11 мм (между 1 и 000 калибром по
американской
системе калибров проводов)[5].
Наиболее старое захоронение, свидетельствующее о пирсинге ушей
датируется 2500 годом до н. э. .Захоронение находится в Уре, Шумерском городе считающимся домом Библейского праотца Авраама[6].
Серьги упоминаются в Библии в Книге Бытия 35:4, где Иаков сжигает серьги своих домочадцев вместе с
идолами. В Книге Исход 32, Аарон изготавливает золотого тельца из расплавленных серёг. Во Второзаконии 15:12-17 проколы ушей делаются
рабам, которые добровольно отказались от освобождения[7].
В Ведах так же есть упоминания о серёжках, которые
ассоциируются с Индуистской богиней Лакшми. [1]
Серьги для ушных проколов были найдены в Укоке — регионе между Россией и Китаем. Находка
датируется 300—400 годами до н. э. .[8]
На тихоокеанском северо-западе, у племени тлинкитов проколы ушей считались признаком
благородства и благополучия, поскольку проколы приобретались на
дорогостоящих потлачах.[9]
Проколы ушей также были распространены в Египте, во времена XVIII династии (1550—1292 до н. э.), в
качестве украшений чаще всего использовались золотые висячие кольца.[10]
Золотые серьги в форме аспидов, украшенные драгоценными камнями,
считались признаком принадлежности к аристократии.[11]
Древние греки носили серьги-подвески,
выполненные в форме священных птиц или полубогов, в то время как у
римлян было распространено ношение серёг из драгоценных камней.[12]
В Европе проколы ушей вышли из моды между IV и XVI веками в связи с
появлением тенденции делать причёски и выбирать одежду, скрывающую уши.
Позднее пирсинг ушей вернулся в моду в Италии, Испании, Англии и
Франции, а также распространился в Северную Америку до 1930 годов, когда
были изобретены ушные клипсы, которые вновь несколько снизили
популярность ушных проколов.[13][14]
Согласно Анатомии Унижений Филиппа Стаббса, в XVI веке серьги
чаще носили мужчины, чем женщины. В 1577 Рафаэль Холиншед пишет о популярности
практики среди «страстных придворных мужей» и «ценителей мужества».[15]
Зародившаяся в Испании практика прокалыванания ушей среди европейских
мужчин распространилась на двор короля ФранцииГенриха III, и затем в Англию Елизаветинской эры, где серьгу в ухе носили
такие именитые особы как Роберт Карр граф Сомерсет, Уильям Шекспир, Уолтер Рэли и король Англии Карл I.[15]
Простые люди также носили серьги. Со времён Средневековья в Европе бытовало суеверие о
том, что прокол одного уха улучшает зрение, что привело к
распространению практики среди моряков и путешественников.[16]
Моряки традиционно прокалывали ухо, веря, что, если их погибшее тело
вынесет на берег, серьгу используют чтобы оплатить им похороны по
христианской традиции.[17]
[править] Пирсинг
носа
-
Индийская женщина с проколами ушей, перегородки носа
и ноздрей
У проколов носа так же есть глубоко идущие исторические корни. Запись
в Ведах, датированная 1500 г. до н. э., относит проколы носа к богине
Лакшми,[1]
однако считается, что современная практика пирсинга в Индии
распространилась через кочевые племена среднего Востока по пути империи Великих Моголов в XVI веке.[18]
В Аюрведической медицине ноздри ассоциируются с
репродуктивными органами женщины[19],
в связи с чем среди половозрелых индусок в Индии до сих пор
распространенно ношение украшений в носу, обычно в левой ноздре. Иногда
такие проколы делаются в ночь перед тем как женщина выходит замуж.[18]
Проколы носа были популярны у бедуинов на Среднем Востоке, а также у берберов, африканского народа беджа[20]
и австралийских аборигенов.[21]
У многих коренных племен Америки и Аляски было распространено
прокалывание перегородки носа (септума). У Ацтеков, Майя и племен Новой Гвинеи было принято
использовать в качестве украшений для проколов носа кости и перья,
которые символизировали здоровье и (для мужчин) мужественность.[16]
Практика прокалывания носа дала название племени не-персе, однако на деле прокалывание носа в этом
племени было не слишком распространено.[22]
Ацтеки, Майя и Инки прокалывали перегородку носа и носили в
проколах золотые кольца, эта практика сохранилась и по сей день у
Панамского народа куна.[20]
Проколы носа также остаются популярными в Пакистане, республике
Бангладеш и практикуются в ряде арабских и ближневосточных стран.[20]
[править] Пирсинг
губ и языка
Проколы и тоннелей в губах пришли из Африканских и
Американских племенных культур. Украшения в губах носили тлинкиты, а также люди Папуа — Новой Гвинеи и Амазонии.[8]
Ацтеки и майя так же носили украшения в губах, а догоны с Мали и Эфиопские нубийцы использовали для этой цели кольца.[23]
Практика растягивания тоннелей в губах при помощи тарелочек и пробок
была обнаружена в доколумбовых цивилизациях
центральной Америки и Южной Африки, а также среди некоторых племен
Тихоокеанского Северо-запада.[24]
В некоторых регионах Малави у женщин принято украшать губы специальными
пластинами, которые называются «пелеле». Для установки этих украшений, в
детстве женщинам делают прокол в губе который, после постоянного
растягивания, может достигать около 10 сантиметров в диаметре что в
некоторых случаях приводит к изменениям формы челюсти.[25][26]
Подобная практика существует, в некоторых племенах, и по сей день.
Женщины эфиопского племени мурси носят губные пластины, которые
достигают 15 сантиметров в диаметре.[27]
В некоторых доколумбовых и североамериканских культурах украшения в
губе указывают на статус носителя.[28]
Издревле они символизировали высокий статус у женщин народа хайда, однако, практика исчезла под влиянием
западной культуры.[29]
Ольмеки, ацтеки и майя практиковали пирсинг языка в
ритуальных целях.[8][16]
Наскальная живопись майя изображает ритуалы, в ходе которых наиболее
высокопоставленные члены племени прокалывали языки колючками. При этом
кровь собиралась в кору дерева, которая, впоследствии, сжигалась в честь
богов майя.[30]
Народ хайда, племена кавакиутл и тлинкиты так же практиковали
прокалывание языка, помимо этого, практика была распространена на востоке среди суфиев и факиров.[23]
[править]
Пирсинг
пупка, сосков и гениталий
Существуют спорные утверждени о том, что прокалывание пупка
практиковалось в древнем Египте.
История проколов сосков, пупка и гениталий была сильно искажена из-за
распространения статьи Дуга Маллоя Сводка о пирсинге тела и
гениталий, содержавшей большое количество заблуждений и мифов о
пирсинге.[1][4]
Так, например, коллега Маллоя Джим Вард утверждал, что история пирсинга
пупка уходит корнями в древней Египет, где проколы пупка были
распространены среди аристократии, что отображено в скульптурах.[4]
Это утверждение впоследствии неоднократно повторялось.[31][32]
Другие источники утверждают, что свидетельства о прокалывании пупков в
историческом прошлом отсутствуют.[33]
Однако сохранились свидетельства о распространении практики
прокалывания сосков и гениталий в различных культурах до 20ого века. Камасутра времен империи Гупта описывает практику введения в крайнюю плоть пениса спиц и других объектов
для усилений сексуальных переживаний.[8]
Представители народа Даяки с Борнео прокалывали головку пениса осколками костей с
противоположной целью — для снижения сексуальной активности.[34]
Проколы сосков служили символом мужества среди римских солдат.[35]
Практика прокалывания сосков так же была распространена среди
американских и британских моряков в качестве обряда во время плавания
при пересечении важных параллелей и меридианов.[18]
Западные женщины XIV века прокалывали и красили соски, которые,
благодаря модным в то время платьям с особенно низким вырезом зачастую
оставались открытыми для стороннего взгляда.[16][18]
Существуют свидетельства того, что мода на ношение колечек в сосках,
которые также назывались «грудными кольцами», снова получило
распространение среди западных женщин в 1980-х годах. Женщины носили
колечки в одном или обоих сосках. Если подобная практика и была в моде,
то в течение непродолжительного времени.[18][36]
[править]
Рост
популярности пирсинга на Западе
В начале XX века пирсинг утратил популярность на Западе.[37]
После Второй мировой войны пирсинг снова начал завоевывать
популярность, в первую очередь среди представителей гей-субкультуры.[37]
В этот период даже проколы ушей считались социально неприемлемыми для
женщин, однако, этот относительно приемлемый вид пирсинга снова начал
набирать популярность с 1960-х годов.[37]
В 1970-х распространение пирсинга усилилось в связи с возникновением панк-движения, члены которого отдавали предпочтение
нетрадиционным украшениям, таким как английские булавки, а Факир Мусафар
начал популяризовать пирсинг как форму современного примитивизма.
Современный примитивизм предполагал заимствование различных типов
модификаций из других культур, например, практику растягивания тоннелей.[37]
Пирсинг был активно популяризован в Соединенных Штатах, группой
калифорнийцев в числе которых были Маллой и Джим Вард, «отец основатель
современного пирсинга».[38]
В 1975 году Вард открыл надомный салон пирсинга в Уэст-Голливуде, что привело к открытию в 1978
году «первой профессиональной студии специализирующейся на пирсинге»
компанией Гаутлет Итерпрайс.[38]
После этого Вард оформил и выпустил брошюру написанную Маллоем. Брошюра
содержала большое количество дезинформации, но при этом стимулировала
дополнительный интерес к более экзотическим видам пирсинга.[39]
Вместе с ростом массового интереса к пирсингу Вард Маллой и Мусафар
объединились для создания первого издания посвященного теме — PFIQ
(Ежеквартальный Международный Журнал Фанатов Пирсинга).[38]
Существенное продвижение пирсинга тела в Англии произошло в 1987 году
когда в ходе масштабной операции была арестована группа
гомосексуалистов, в которую входил известный мастер по пирсингу Алан
Оверсби. Они были обвинены в добровольном садомазохистском поведении, которое
продолжалось более 10 лет и включало в себя прокалывание тела.[38]
Суд постановил, что декоративный пирсинг нельзя считать нелегальным,
однако интимные проколы были поставлены вне закона.[40]
Впоследствии, в 1992 году была сформирована группа протеста против
вынесенного решения. Группа протестующих подала апелляцию в Королевский судный двор, затем в палату лордов и затем в Европейский суд по правам
человека, в попытках опротестовать обвинения как беспочвенные,
попытка прошла безуспешно.[41]
Несмотря на то что их последующие попытки опротестовать обвинение так
же окончились провалом, в 1993 газета The
Times интерпритировала решение суда как «нонсенс нетерпимости».[41]
В 1993 прокалывание пупка было продемонстрировано на церемонии MTV Video Music Awards в категории «видео года» в
клипе группы Aerosmith на песню «Cryin'» что привело к высокой
активности молодых девушек-фанаток желавших подражать показанному
образу. Согласно Библии пирсинга вышедшей в 2009 г. это видео
стало «той путеводной звездой, которая вдохновила формирование
полноценной индустрии услуг по пирсингу»[42].
Культура прокалывания тела получила дополнительный медийный толчок
когда в 2004, во время полуфинала Супер Боул XXXVIII, певица Джанет Джексон оголила левую грудь
продемонстрировав прокол соска.[43]
Некоторые профессиональные мастера по пирсингу сообщали о резком росте
востребованности бизнеса в связи с широким освещением события в прессе.[43]
В 2005 анкетирование 10 503 жителей Англии в возрасте от 16 лет
показало, что примерно 10 % (1.049) опрошенных имели проколы отличные от
проколов мочки уха. Среди носителей пирсинга был большой процент женщин
в возрасте 16-24 лет (46.2 % обладателей пирсинга по данным опросам).[44]
Среди наиболее прокалываемых частей тела первое место занимает пупок —
33 % опрошенных, следующие по популярности — пирсинг носа и ушей с 19 % и
13 % соответственно. Проколы языка и соска зарегистрированы у 9 %
опрошенных. Прокол брови, губы и гениталий был у 8 %, 4 % и 2 %
соответственно.[44]
Согласно опросу, среди женщин наибольшей популярностью пользовались
проколы брови и соска. Среди мужской аудитории разброс популярности мест
прокалывания оказался шире, зарегистрированы проколы соска, брови, уха,
языка, носа, губ и гениталий.[44]
|